Новый ученик в классе? С радостью!

Нельзя представить ту ситуацию,в которой состав класса оставался бы неизменным в течении школьной жизни. Приход нового ребенка в уже сложившейся коллектив всегда не легко как для коллектива,так и для самого ребенка. Но везде есть свои плюсы и минусы. Для ребенка эта ситуация непростая, но обладающая большим потенциалом: в новом классе можно попробовать новые формы поведения, найти новых друзей, исправить то, что не получалось в предыдущем. Даже если ребенок был вполне успешен, в новой среде он может раскрыться с новой, неожиданной стороны.

С классом же ситуация сложнее. Коллектив класса – это живая, развивающаяся система, в формирование которой в определенной степени вносят свой вклад и каждый ученик, и классный руководитель, и учителя–предметники, и родители. Приход нового ученика означает, что в этой системе появляется новый элемент, а значит, вся система будет меняться, развиваться, трансформироваться. Любой новый ребенок начинает так или иначе взаимодействовать с другими, строить с ними отношения, влиять на них. 

Подчеркну, что появление нового ученика ВСЕГДА влияет на отношения и климат, существующие в классе, причем влияние это взаимное: класс влияет на нового ученика, а он сам вносит определенный вклад в систему межличностных отношений между другими детьми. Безусловно, такая взаимная перестройка может быть как позитивной (например, новенький может стать другом ученику, которому не удавалось ни с кем подружиться), так и негативной (скажем, новенький может начать транслировать нежелательные модели поведения, которые до его появления в классе отсутствовали).

Стратегия работы классного руководителя по содействию адаптации нового ученика к классному коллективу предполагает, во-первых, подготовку к приходу ребенка, а во-вторых – наблюдение и поддержку в течение начального периода его обучения на новом месте.

Итак, как же подготовиться к появлению нового ученика в классе? Безусловно, прежде чем ребенок предстанет перед новыми одноклассниками, необходимо побеседовать как с ним самим, так и с его родителями.

О чем поговорить с новеньким?

  • Представьтесь ребенку, расскажите немного о себе, о классе, о школе.
  • Спросите ученика о том, какую информацию о нем можно рассказать будущим одноклассникам.
  • Расскажите ребенку о самых важных правилах школьной жизни.
  • Помогите емву задуматься о том, что новый класс может дать ему новые возможности.
  • Подскажите новенькому, к кому можно обратиться за помощью и советом.
  • Поинтересуйтесь, есть ли у нового ученика какие-то вопросы.
  • Необходимо расспросить, как складывались отношения с одноклассниками в предыдущей школе.
  • Узнайте у родителей об увлечениях ребенка.
  • Важно договориться с родителями о сотрудничестве в процессе адаптации ребенка к школе: обсудите, каким образом вы будете контактировать и обмениваться информацией.

О чем важно поговорить с классом?

  • Скажите, что скоро в класс придет новый ученик, сообщите, как его зовут.
  • Поговорите с ребятами о том, что привыкать к новому месту непросто, попросите их по необходимости поддержать новенького советом и отвечать на его вопросы.
  • Новому ученик ученику в первый день нужно организовать краткую экскурсию по школе.
  • Постарайтесь организовать совместную деятельность между детьми и включить в нее новенького (например, включите его в группу, готовящую оформление к празднику).
  • Вполне вероятно, что процесс выстраивания отношений в классе будет происходить не очень быстро, и новенький будет расстраиваться, что у него в этой школе не появляются друзья. Поговорите с ребенком о том, что отношения между людьми складываются не в один момент, требуется определенное время, чтобы привлечь к себе внимание и завести друзей. Обсудите с ребенком возможные способы, как можно установить и поддерживать контакт с одноклассниками.
  • Новый ученик может сравнивать новую школу с предыдущей, причем не всегда в пользу вашего класса. Конечно, слушать это довольно неприятно и учителям, и детям, но важно понимать, что это вполне нормально для процесса адаптации.
  • Постарайтесь создать ситуацию, в которой новенький ученик смог бы проявить свои сильные стороны: задайте вопрос, на который он сможет компетентно ответить, поинтересуйтесь его мнением по тому или иному вопросу.
  • По возможности понаблюдайте за тем, как происходит взаимодействие между детьми во внеучебной ситуации (например, на перемене).
  • Периодически интересуйтесь тем, как происходит привыкание ребенка к новому классу.
  • Обращайте внимание на то, что говорят дети о новом ученике. По возможности в ненавязчивой и деликатной форме поинтересуйтесь, как складываются отношения, какое впечатление производит новенький на других детей.
  • Особого внимания требует ситуация, когда новый ученик по каким-то характеристикам сильно отличается от других учеников: например, он обладает специфической внешностью, приехал из другого города, говорит по-русски с сильным акцентом и т.п. В этом случае следует уделить особое внимание организации совместной деятельности или поиску и акцентированию сильных сторон нового ученика. Если он помогает классу выиграть в творческом конкурсе, часто после этого никто и не вспоминает, откуда он приехал.
  • Приводить нового ученика в пример классу, даже если очень хочется обратить внимание на какие-то его достоинства. Если учитель из самых лучших побуждений говорит что-то вроде «Вот Петя совсем недавно пришел, а уже задачи по новой теме как орешки щелкает», то с большой степенью вероятности это противопоставит нового ученика остальному классу.
  • Давать новенькому советы относительно того, на кого из одноклассников стоит обратить внимание, а кого лучше избегать. Даже если вам хочется предостеречь новенького от трудностей, такой совет осложнит контакт между вами.                                 Конечно, может показаться, что все эти меры потребуют от классного руководителя излишних затрат времени и сил. Но подчеркну, что процессы адаптации ребенка к коллективу зачастую происходят довольно быстро: в ряде случаев уже через две-три недели новый ученик может стать «своим». И роль классного руководителя в этом непросто процессе трудно переоценить.